Необходимо:
|
Не рекомендуется:
|
- Защита данных банковской платежной карточки
|
Хранить в тайне пин-код, сведения с карточки сеансовых кодов
|
Хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке
|
Прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода
|
Сообщать кому-либо реквизиты карты или отправлять их фото по сети Интернет
|
Оформить отдельную карту для онлайн-покупок, выезда за границу и не хранить на ней большие суммы. Для карты, используемой в РБ рекомендуется ограничить возможность ее использования за пределами РБ
|
Распространять свои персональные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона), «логин» и «пароль» доступа к системе «Интернет-банкинг»
|
Использовать двухфакторную аутентификацию, услугу «3-D Sequre», установить лимиты на максимальные суммы операций, подключить смс-оповещение о проведении операций по карте
|
Сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений: сеансовые пароли, код авторизации, пароль «3-D Sequre» и т.д.
|
Скрыть CVV (CVC) номер на карте (трехзначный номер на оборотной стороне), предварительно сохранив его
|
Пользоваться системой «Интернет-банкинг» на чужих компьютерах или мобильных устройствах
|
Вводить «логин» и «пароль» к системе «Интернет-банкинг» только на официальном сайте или в мобильном приложении банка
|
|
В случае утери (кражи) карты, незамедлительно по телефону обратиться в банк для ее блокирования
|
|
При обнаружении несанкционированного списания денежных средств с карт-счета, незамедлительно обратиться с заявлением в банк для их возврата по принципу «нулевой ответственности»
|
|
2. Безопасность электронной почты
|
Подключить двухфакторную аутентификацию
|
Реагировать на письма от неизвестного отправителя: скорее всего это спам или мошенники
|
Использовать минимум 2 типа e-mail адресов: закрытые (только для привязки устройств и средств защиты, интернет-банкинга и др.), открытые (отдельные для переписки, регистрации на форумах, оформления различных подписок и т.д.)
|
Открывать подозрительное вложение к письму: сначала позвоните отправителю и узнайте, что это за файл
|
Использовать спам-фильтры
|
Отправлять в открытом виде важные данные (фотоизображения документов, пароли и т.д.). В случае необходимости – заархивировать, установив сложный пароль
|
В случае подозрительных ситуаций проверить статистику подключений и изменить пароль
|
|
3. Надежные пароли
|
|
Создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам
|
Хранить пароли на бумажных носителях, рабочем столе компьютера и в других легкодоступных местах, а также передавать их кому-либо
|
Использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы
|
Использовать повторения символов
|
Доверять только проверенным менеджерам паролей
|
Использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетной записи, никнейм, дату рождения и т.д.)
|
Регулярно производить смену паролей
|
Сохранять пароль автоматически в браузере
|
|
Использовать биографическую информацию и сведения, размещенные в социальной сети
|
4. Проверенные браузеры и сайты
|
Использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов
|
Переходить по непроверенным ссылкам и посещать сайты сомнительного содержания
|
Производить регулярное обновление ПО, антивирусов
|
Вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено (нет https)
|
Обращать внимание при авторизации на доменное имя интернет-ресурса (может произойти подмена имени сайта)
|
Открывать всплывающие окна, рекламные баннеры и устанавливать предлагаемое неизвестными сайтами ПО
|
5. Использование приложений, соцсетей и мессенджеров
|
По возможности скрывать номер телефона, адрес электронной почты и другие сведения
|
Размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе
|
Обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения
|
Использовать указание геолокации на фото и постах
|
|
Отвечать на обидные выражения и агрессию в соцсетях – лучше написать об этом администратору ресурса
|
|
Употреблять ненормативную лексику при общении
|
|
Размещать в Интернет объявления с указанием используемых номеров телефонов, а также указывать контактные данные мессенджеров. В случае размещения – удалять сразу же по миновании надобности.
|
6. Безопасность мобильных устройств
|
Использовать пин-код, а также дополнительные способы блокирования устройства (графический ключ, пароль, отпечаток пальца и др.)
|
Передавать незнакомым мобильный телефон или сим-карту. В случае передачи – контролировать все действия, которые производятся с устройством
|
Своевременно обновлять операционную систему устройства, антивирус и др. ПО
|
Устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами
|
Устанавливать приложения из PlayMarket, AppStore или только из проверенных источников
|
Перезванивать на незнакомые иностранные номера
|
Обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ
|
Хранить важную информацию на мобильном устройстве
|
Включить встроенные функции устройства для определения его местонахождения
|
Делать полное снятие ограничения на устройстве ("джейлбрейк")
|
В случае утери (кражи) устройства, незамедлительно сменить пароли к интернет-банкингу, электронной почте и другим сервисам, а также обратиться в правоохранительные органы
|
|
При смене абонентского номера обязательно изменить привязку интернет-сервисов к новому номеру (лучше сделать это заблаговременно)
|
|
При продаже устройства произвести его сброс до заводских настроек
|
|
7. Безопасный Wi-Fi
|
Отключить общий доступ к своей Wi-Fi точке, даже если у вас «безлимитный» Интернет
|
Вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам Wi-Fi в кафе, транспорте, торговом центре и т.д.
|
Использовать надежный пароль для доступа к вашей Wi-Fi точке
|
|
Деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым Wi-Fi точкам
|
|