Алгоритм действий при выявлении высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования
1.Выявление факта высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего.
Фактор высокого риска совершения суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования может быть выявлен одним из следующих способов:
сам ребенок рассказывает педагогу-психологу о суицидальных мыслях или действиях (в т.ч. о самоповреждении);
информация о высоком риске суицидальных действий несовершеннолетнего поступает от педагога или классного руководителя (заметили маркеры);
информация о высоком риске суицидальных действий поступает от медицинского работника учреждения образования;
информация о суицидальном поведении несовершеннолетнего поступает от друга/подруги/знакомого (заметили маркеры).
2.Информирование администрации школы.
После поступления информации о высоком риске суицидального поведения педагог-психолог учреждения образования должен проинформировать об этом директора учреждения образования (в случае его отсутствия – лицо, его замещающее), заместителя директора по воспитательной работе.
Педагог-психолог также информирует руководителя учреждения образования о необходимости отслеживания психоэмоционального состояния несовершеннолетнего и создания поддерживающей среды.
- Беседа с несовершеннолетним.
После получения информации о риске суицидального поведения у несовершеннолетнего педагог-психолог учреждения образования проводит беседу и углубленную диагностику с целью выявления степени суицидального риска.
Педагог-психолог также предлагает несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку, в случае его согласия –обеспечивает оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки.
! ВАЖНО: в случае актуального суицидального поведения нужны меры незамедлительного реагирования:
прежде всего, важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу;
немедленно информировать законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток, и о необходимости оказать ему экстренную помощь;
позвонить в службы экстренной помощи. Работа экстренных служб необходима в ситуации попытки или завершенного суицида.
- Информирование законных представителей несовершеннолетнего о риске суицидального поведения.
После поступлении информации о высоком риске суицидального поведения педагог-психолог учреждения образованияв течение одного рабочего дня:
информирует законного представителя несовершеннолетнего о выявленных факторах риска;
предлагает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае согласия – обеспечивает оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки;
! ВАЖНО: целесообразно незамедлительно отразить в «Журнале учета консультаций участников образовательного процесса» сведения о проведенной беседе с законным представителем несовершеннолетнего и переданной во время ее проведения информации: указать, какие рекомендации и по каким аспектам даны законному представителю несовершеннолетнего, осветить направления предлагаемой психолого-педагогической поддержки и психологической помощи обучающемуся и его семье. В случае, если законный(е) представитель(и) отказываются от предлагаемой социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье, это также следует отразить в Журнале (например, в разделе «Примечания»);
информирует об имеющихся психологических службах, оказывающих экстренную и кризисную медико-психологическую помощь несовершеннолетним и их семьям.
Педагог-психолог также информирует законного представителя несовершеннолетнего о возможности получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организациях здравоохранения. С его письменного согласия, оформленного по утвержденной форме, в течение одного рабочего дня учреждение образования направляет информацию о несовершеннолетнем в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
- Сопровождение несовершеннолетнего в учреждении образования
Педагог-психолог учреждения образования предоставляет рекомендации педагогическому коллективу учреждения образования, касающиеся особенностей обучения, взаимодействия с ребенком, с учетом сложившейся ситуации, личностных особенностей и потребностей несовершеннолетнего.
Совместно с классным руководителем педагог-психолог способствует созданию дружественной поддерживающей атмосферы в классе, ориентирует учеников на совместную деятельность и сотрудничество, организует тренинги и коллективные мероприятия.
Педагог-психолог также информирует педагогических работников и законных представителей о признаках психологического неблагополучия и о необходимости отслеживать психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего.
ВАЖНО! В случае отсутствия опыта сопровождения случая выявленного суицидального поведения у несовершеннолетнего педагог-психолог должен получать супервизию в социально-педагогическом центре (или же в отдельных ситуациях – в Республиканском центре психологической помощи).
раскрыть » / « свернуть