В период с 29 января по 02 февраля 2024г. в учреждении образования Новицковичская средняя школа прошла Неделя информационной безопасности «Безопасный Интернет».
Цель проведения: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
- информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Республики Беларусь, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
- информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи;
- обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях;
- предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Для успешной реализации поставленной цели и задач был разработан план мероприятий для проведения Недели информационной безопасности. В первый день, 29 января, информация о проведении Недели была размещена на информационном стенде школы и школьном сайте. Также на школьном сайте, в родительских и ученических чатах, была размещена информация по профилактике преступлений и правонарушений в сети Интернет (памятки, листовки, буклеты).
Информация о запланированных в течение недели мероприятиях была озвучена учащимся на школьной линейке. В этот же день был объявлен старт конкурса «Безопасность в Интернете» по следующим номинациям: рисунок, буклет, плакат, листовка.
В течение недели в 1-11 классах прошли классные часы на тему «Безопасность в сети Интернет». Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.
Учащиеся ознакомились с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет, разрабатывали правила безопасного поведения в сети. вырабатывали необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.
30 января с учащимися 5-7 классов была проведена экскурсия в Каменецкий РОВД. Ребята просмотрели профориентационный фильм о жизни курсантов в академии МВД, рассказали о трудностях, большой ответственности и престиже профессии милиционера. Старший инспектор ИДН Каменецкого РОВД Якуш Павел Владимирович провел беседу на тему «Репосты и лайки. Действия виртуальные, ответственность реальная». Учащимся показали образцы обмундирования сотрудников, продемонстрировали табельное оружие - пистолет Макарова. Юных экскурсантов интересовало всё, они задавали вопросы и получали исчерпывающие ответы, дружно благодарили милиционеров за экскурсию и ценные уроки.
Встреча с сотрудниками милиции оказалось для ребят очень познавательной и интересной, некоторые ученики захотели в дальнейшем связать свою профессиональную жизнь с органами внутренних дел.
31 января среди учащихся и работников школы, а также жителей агрогородка была проведена профилактическая акция «Как не стать жертвой киберпреступника».
В течение третьего дня учащиеся старших классов проходили пробный тест к областной командной олимпиаде по информационной безопасности среди учащихся учреждений общего среднего образования Брестской области.
В этот же день было проведено анкетирование обучающихся «Я и Интернет». В нем приняли участие 26 учащихся 5-11 классов в возрасте от 10 до 17 лет. Результаты анкетирования показали следующее:
- Есть ли у Вас доступ к Интернету?
Да - 100%
- В каком возрасте Вы стали пользователем сети Интернет?
7-10 лет - 80%
11-13 лет – 20%
- Как часто Вы выходите в Интернет?
Каждый день - 100%
- Где расположен компьютер, с которого Вы чаще всего выходите в сеть
Интернет?
дома в своей комнате – 84%
дома в общей комнате – 4%
в школе – 12%
5. Для чего Вы обычно используете сеть Интернет?
‒ выполнение домашнего задания (поиск необходимой информации) – 10%
‒ поиск информацию для саморазвития – 10%
‒ скачивание музыки, видео
‒ играю в онлайн игры 75%
‒ общение в социальных сетях
6. С какими проблемами и опасностями Вы сталкивались в сети Интернет:
‒ кибер-буллинг – 4%
‒ взлом профиля, вирусы, спам – 25%
- не подвергались никаким опасностям – 71%
7. Осуществляется ли дома Интернет-фильтрация?
‒ да, встроенными средствами браузеров - 20%
‒ да, бесплатным контент-фильтром – 25%
- нет – 55%
8. Ваше отношение к публикации своей персональной информации в сети
Интернет?
‒ это опасно – 36%
‒ иногда это ведет к неприятностям - 52%
‒ это абсолютно безопасно – 12%
9. Какую степень приватности Вы выбираете для личной страницы в
социальных сетях?
‒ только друзьям – 60%
‒ друзьям и друзьям друзей – 20%
‒ некоторым друзьям - 8%
‒ никому – 4%
‒ не пользуюсь социальными сетями – 8%
10. Наиболее часто посещаемые сайты (укажите не менее 3-х) – Google, TikTok, Instagram, VK, Viber
11. Используете ли Ваши родители какие-либо ограничения в пользовании
электронными средствами коммуникации?
‒ да, мобильным телефоном, планшетом и т.п. – 20%
‒ нет, никаких правил нет – 80%
12. Какие из перечисленных правил Ваши родители устанавливают при
использовании Интернета?
‒ не разрешается размещать личную информацию в Интернете – 12%
‒ есть набор сайтов, на которые ребенку запрещается заходить – 8%
‒ я должен рассказывать о том, что заставило меня почувствовать себя в Интернете неловко - 4%
‒ не разрешается использовать грубые (нецензурные) выражения в электронных
письмах или чатах – 4%
‒ не должен встречаться с теми, с кем познакомился в Интернете без ведома – 12%
‒ не должен копировать документы, картинки, защищённые авторскими правами;
‒ не должен общаться в чатах/социальных сетях с незнакомыми людьми – 8%
‒ не разрешается скачивать музыку, фильмы - 4%
‒ не разрешается бесконтрольно скачивать и устанавливать программы – 8%
‒ нет никаких правил – 40%
13. Знаете ли Вы где и кому можно сообщить о замеченном Вами незаконном или
негативном контенте в Интернете?
‒ да, мне известен телефон «горячей линии» - 16%
‒ да, я сообщу в правоохранительные органы – 20%
‒ да, на специальные сервисы Интернет-провайдеров - 16%
‒ да, в школу – 8%
‒ да, в родительский комитет (управляющий совет и т.п.) школы – 4%
‒ я не буду никуда сообщать, это бесполезно - 16%
‒ затрудняюсь ответить – 20%
15. Откуда и как Вы получаете информацию о безопасном использовании
Интернет?
‒ уроки, беседы в школе, сайт школы, другие информационные возможности для
обучающихся – 36%
‒ информация от провайдеров или телефонных компаний – 12%
‒ информация на сайтах производителей программного обеспечения для фильтрации
Контента – 4%
‒ из телевизионных передач, по радио, в периодических изданиях – 16%
‒ читаю специализированную справочную литературу – 12%
‒ информируют правоохранительные органы – 20%
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать выводы: каждый учащийся 5-11 классов имеет доступ в интернет в своей комнате, где родители меньше всего их контролируют. Об этом говорит то, что ребята в основном проводят время общаясь в социальных сетях, играя в игры (75%), и то, что родители не устанавливают никаких временных ограничений и правил поведения в сети Интернет. Ребята знают об опасностях в сети Интернет, о приватности в сети в основном из уроков и бесед в школе или от правоохранительных органов. Но в то же время, не пользуются Интернет – фильтрацией (55%), не знают, куда сообщать в случае обнаружения незаконного или негативного контента.
1 февраля прошел единый информационный час «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций» для учащихся 7-11 классов. Мероприятие сопровождалось презентацией.
Ребята узнали, какая информация относится к запрещенной для распространения среди детей, о том, что такое фейк и манипуляция, о группах, которые оказывают вредное, негативное влияние, подробно обсудили методы защиты от манипулирования.
Учащиеся младших классов просмотрели и обсудили видеоролик «Безопасность школьников в сети Интернет». После обсуждения прошла мини-викторина «Золотые правила в сети Интернет».
В пятницу 2 февраля прошла игра-викторина «Безопасный интернет» для учащихся 5- 9 классов. Цель викторины: формирование у воспитанников четкого представления о правилах поведения в сети Интернет.
Игра проходила в форме квеста и состояла из 9 этапов:
I Этап. Из истории интернета.
II Этап. Анаграмма.
III Этап. Тест.
IV Этап. Согласовать две колонки при помощи стрелок.
V Этап. Как не стать жертвой мошенников.
VI Этап. Ребусы.
VII Этап. Вставить пропущенные слова в текст.
VIII Этап. Составить Правило безопасности в интернете из представленных строчек, чтобы получился стих.
IX Этап. Составить Правило безопасности в интернете из представленных строчек, чтобы получился стих.
Ребята успешно справились со всеми заданиями, закрепили свои представления о правилах поведения в сети Интернет, научились принимать решения в конкретных жизненных ситуациях, получили заряд бодрости и хорошего настроения.
В течение всей недели ребята готовились к творческому конкурсу «Безопасность в сети Интернет», создавали листовки на предложенную тематику.
В конце дня 2 февраля были подведены итоги конкурса и всей Недели информационной безопасности, отмечены самые активные участники.